"Цифра" и Россия - размышления на тему.

Отписаться

стим

"Пиратству всегда сопутствует проблема сервиса, а не цены" -

                                                                                Gabe Newell, Valve's managing director.

Совсем немного времени прошло с той поры, как у меня в руках оказалась коробочка с Half-Life 2. С любопытством рассматривая покупку за приличные для 2006 года 700 рублей, на обратной стороне обнаружил надпись в оранжевом обрамлении - мол, внимание, для установки игры требуется интернет-соединение. Так как интернет был сплошь и рядом модемный и диал-аповский, то понять моё прединфарктное состояние вполне можно - передо мной замаячила кошмарная перспектива качать игру полностью. Правда, всё оказалось не так страшно. Игра установилась с дисков, потом пришлось установить программку со странным названием Steam. Надо ли говорить, сколько мата и проклятий было произнесено тогда в сторону монитора? И сам сервис был с прорехами, и российский интернет, как и сейчас, отставал от прогрессивного мира на пару-тройку лет. Впрочем, это была присказка...

...Прошло пять лет. За этот срок Steam превратился в локомотив цифровой продажи игр. Исчезли самые основные болячки, дыры (правда быстрым его и сейчас назвать сложно, но если сравнить с 2006...). Появились конкуренты...

За пять лет интернет с доселе доступной избранным скоростью в 2 Мб/сек стал обыденностью (хотя Россия большая и много-где-ещё до сих пор каменный век Интернета). Steam за эти годы стал, по сути дела, главным источником прибыли Valve, как посредника при покупке игр. Подписаны контракты почти со всеми издателями игр на ПК.

В Российском Steam-е недавно произошло ещё одно интересное событие - все цены на игры перешли в рубли, цены упали на два-три пункта и ....число издателей и игр от крупных издателей сократилось. Впрочем, ставить это в вину Valve будет неправильно. Тут виноват наш издатель - российский. Та же фирма 1С/Софтклаб по контракту с Bethesda (контракта я не видел, лишь делаю выводы), видимо, имеют единоличное право на издание на территории РФ их игр. Ибо как объяснить исчезновение из Steam в РФ всех игр издателя? При этом войдя в сервис на территории той же Украины, игры от Bethesda будут вполне себе доступны. Ясное дело, местячковый издатель бьётся как может за выживание на рынке. Правда стоит ли эта борьба покупателя? Не найдя альтернативы и получив единожды не то, что хотел, во второй раз клиент вряд ли захочет иметь дело с продавцом.

Давайте вспомним пару примеров просто-таки наплевательского отношения к игрокам, покупающим лицензии наших издателей. Особенно ярко это можно проследить на играх с так называемыми DLC, или платным/бесплатным загружаемым дополнительным контентом.

Dragon Age: Origins была полностью озвучена на русском. Глобальный аддон Awakening наши локализаторы тоже осилили. Всё здорово...но! Более мелкие, но тем не менее, значимые для раскрытия характеров персонажей и мира игры DLC были просто проигнорированы. Как следствие - в нашей стране нет Ultimate Edition - полной игры от Bioware.

Или ещё хуже дело обстояло с Borderlands. Полностью озвучив и переведя оригинал, наш издатель просто "забил" на все дополнения. Как итог - полного издания на русском нет и не будет.

Чуть лучше обстояло дело с Fallout 3. Думается, лишь огромная популярность игры заставила издателя выпустить озвучку и перевод всех дополнений (и наличие фанатских переводов к ним).

Ныне издатель учитывает свои возможности, но вот на полную озвучку игр, к котороым анонсированы дополнения, уже не решается (теряя значительную часть покупателей). Mass Effect 2 и Fallout: New Vegas - яркий тому пример.

Стоит добавить, что Steam лишает отечественные игровые онлайн-магазины большого куска прибыли. Уверен, будь доступной  в Steam-е та же TES 5: Skyrim, прибыли отечественных издателей игры были бы совсем уж небольшими.

Выход издатель ищет и в кооперации с Steam, но выбор там небольшой. Либо делаешь полную локализацию игры для региона и получаешь право продавать цифровые копии на физических носителях (как в случае с недавним CoD: MW 3), либо ищешь другие пути - как-то подписываешь контракт с издателем на право монопольного выпуска игр на территории РФ.

В ближайшем будущем может усугубить ситуацию то, что крупные издатели могут перевести свои игры в свои цифровые магазины, как это сейчас делает, например, EA (правда ребята там пока не ведут такую же ценовую политику, как Valve, но конкуренция заставит рано или поздно пойти на этот шаг). А это - новая головная боль и потеря прибыли отечественного издателя.

А давайте вспомним сейчас о отечественном покупателе игр. Рынок большой и он непрестанно растёт. Подтверждение этому - ценовая политика Valve. Стали бы рисковать создатели Steam, снижая цены, если бы это было не так? Сомневаюсь.

Так вот о нашем покупателе. Пиратство, на которое так жалуются все издатели и с которым борются, в Valve решили рассмотреть под другим углом. Они поставили перед собой вполне себе экономическую задачку, тезис которой был примерно таким - "Пиратство - наш прямой конкурент".

А чем пиратская копия привлекательней лицензионной? Цена - за неё не надо платить. Установка - запустил инсталлятор, установил, играй. Минусы - нет мультиплеерной игры - без лицензионного ключа она практически невозможна (есть, разумеется и пиратские сервера, только там и народу маловато, да и на непопулярные игры там его, народ, не найдёшь) и достижения!

Steam с нынешними скоростями закачки - по удобству установки стоит вровень с пиратками - купил, закачал, играй. Патчики игра установит сама, есть ачивки, есть легальные сервера для мультиплеера. Остаётся цена. И переход на рубли со снижением цен - это тот очень серьёзный шаг Valve и их детища в конкурентной борьбе с пиратством. Другое дело, что имея с пиратами лишь одну неравную позицию - цену, Steam в борьбе со своими легальными конкурентами уже одерживает верх, причём с серьёзным отрывом. Я не стану говорить о ежесезонных, недельных, выходных и ежедневных акциях скидок в сервисе - это будет уже нокаут.

Что нас ждёт в будущем?

Сейчас, на равных конкурировать со Steam может только крупнейший издатель, имеющий собственный онлайн-сервис цифровой дистрибьюции и выпускающий сплошные игровые хиты. Запуск Origin от EA - первый шаг в борьбе за место под солнцем. Насколько он окажется удачным - покажет время. Пока что - очень много недостатков и багов сервиса. Запуск Battlefield 3 может помочь EA в их устранении. Попробую выделить основные.

Количество активаций и время, через которое вы вряд ли уже сможете загрузить игру (три и один год соответственно) - очень сомнительная радость, учитывая, что в Steam сейчас можно загрузить  игру, которая исчезла из магазина. Количество активаций лишь на некоторые продукты, и то они - следствие политики издателя.

Установка - цифровой контент по сути сейчас везде одинаков, пропустим (хотя и тут можно кинуть пару камешков в огород EA - скачивать игру вы будете с официального сервера игры, т.е., в большинстве случаев - с американского, скорость которого...сами понимаете).

Удобство интерфейса самого сервиса. Каждый, имевший дело с Origin, может добавить что-то от себя. Мне, например, очень не хватает списка доступных языков на странице самой игры. Выбор языка присутствует лишь при добавлении в корзину, поменять, как в Steam-е из клиента и докачать файлы языка пока вроде бы невозможно.

Ну и цена. Комментарии тут излишни...

Вообщем, поживём, увидим.

 

P.S. А тем временем Steam готовиться выйти на PlayStation 3...

 




  • Dragon Age: Origins
  • Half-Life 2
  • Battlefield 3

  • 2500
    +
    2
    -
    tyht 29 ноября 2011 года Прикрепить
    Hangspint 17 декабря 2011 ответить
    +
    0
    -
    lvl 23

    Статья отличная.не то, что копипащенный порожняк.Почему у ней так мало плюсов.школье не может в аналитику?
    А насчет сервисов цифровой дистрибуции.Для меня их как бы и нет, потому что, как Ты верно заметил в РФ с интернетом каменный век(кое где).



    Лучшие — Top 250
  • 163. King's Bounty: Armored Princess
    9.448
    19 марта 2010 года
  • 164. Devil May Cry 3: Dante's Awakening
    9.469
    28 июня 2006 года
  • 165. Tomb Raider: Legend
    9.442
    7 апреля 2006 года
  • 166. Quake III Arena
    9.462
    2 декабря 1999 года
  • 167. Braid
    7.853
    10 апреля 2009 года

  • 10. Burn Me Alive 2
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 11. Phantom Fury
    100%
    23 апреля 2024 года
  • 12. Fable 2024
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 13. Superfuse
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 14. Phasmophobia
    100%
    31 декабря 2024 года
  • Комментарии
  • Игра не впечатлила, лучше бы сделали Skyrim VI. В этой игре очень…
    0
    Shpinatio1989
    11 марта 2024 года
  • Довольно приятная пострелушка, но я считаю, что перехвалена.…
    0
    yarysha
    10 февраля 2024 года
  • Какой день уже играю в Теккен Волейбол, очень увлекательно.
    0
    NIK-S-PV
    7 февраля 2024 года
  • Очень страшный хоррор лично для меня. Если играть с громким звуком,…
    0
    Evgen_92
    4 февраля 2024 года
  • Очень классная атмосфера общения у костра в эпизодах. Неожиданные…
    0
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Вообще не понравилась. Я думал будет продолжение 1-й части, а тут…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Атмосфера русских посиделок в плацкарте, классное приключение,…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Раз 10 проходил) Все секреты находил и тд. Крутой шутер
    2
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Лучшая игра 2004 года. Новый движок с физикой удивил всех.. Жаль, что…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Классная смесь хоррора с шутером, именно 1-я часть. Интересная история
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Тогда развожу руками... Пишите тогда список, чего добавить. Идей,…
    0
    TheTigerMan
    12 января 2024 года
  • Да я пробовал разные игры и с разных компов, результат один:(
    0
    NIK-S-PV
    12 января 2024 года

  • Наверх