Почему Metal Gear Solid плохой стелс

Отписаться
Почему Metal Gear Solid плохой стелс


Тихой сапой и незаметно для себя я вплотную подобрался к, не побоюсь этих слов, иконе видеоигр, к проекту, без упоминания которого мало где обходится обсуждения таких тем, как «стелс-экшн», «запутаннейший сюжет» и «игра, раздвинувшая границы жанра». Причем лавры эти игра пожинает не за красивые глаза, а вполне заслуженно.





И в связи с этим, я приступаю к обзору с некоторой опаской, так как любое неосторожное словно может быть воспринято как покушение на святыню. Возможно дело в том, что я играл не в актуальное время, и знакомство с игрой произошло после того, как я познал радости тихих диверсий от лица Сэма Фишера, но для меня игра не является идеалом или образцом стелс-экшна. Но обо всем по порядку. Итак, представляю вам обзор на MetalGearSolid.




Игра вышла в 1998 году, то есть через 8 лет после выхода предыдущей части, когда шумиха вокруг Солида Снейка и его похождений уже успела затихнуть. Кто бы знал, что возвращение серии будет таким громким и таким ярким.




Первое, что сразу бросается в глаза после того, как запускаешь игру – это полноценное трехмерное измерение. Для того времени это было сродни прорыву, так как 3D-игры в то время можно было пересчитать по пальцам нескольких рук (не буду уточнять скольких, чтобы не ошибиться в расчетах). И это был сознательный шаг Хидео Кодзимы, так как он уже однозначно решил, что следующая его игра должна быть сродни качественному шпионскому фильму.




И в плане сюжета, постановки и диалогов ему это действительно удалось. Пересказывать сюжет MGS – занятие бессмысленное и неблагодарное. Передать все тончайшие сюжетные ходы, мотивацию героев, чтобы не упустить какой-нибудь немаловажный аспект, не смог бы, наверное, и сам Кодзима. Пересказывание последовательности событий, происходящих на экране, не передаст той атмосферы действия, что разворачивается перед нашими глазами. И все же без изложения завязки я обойтись не могу, поэтому вы уж простите мне это небольшое противоречие самому себе.




После произошедших в Занзибар Ленде событий наш герой, устав от войны и потерь, начал вести жизнь тихого отшельника на берегу океана. Если вы подумали, о пляже и мохито, то немножко не угадали. Хотя на Аляске есть побережье и чисто теоретически там можно валяться на шезлонге и пить мохито, правда, до того, как он превратится в лед. Но, как и многих профессионалов в искусстве скрытых проникновений и убийств (привет тебе, Сорок седьмой) судьба настигает его и на заснеженных прокаканных Российской империей землях. Бывшее родное подразделение Снейка - FoxHound на пару с несколькими подразделениями солдат-клонов (Феттел здесь ни при чем) захватили, вроде бы, никому не нужную базу, находящуюся на острове Shadow Moses, на которой хранятся отработанные ВПК отходы.

Руководит восстанием ведущий боец FoxHound с кодовым именем Liquid Snake. Опустим ехидные колкости про фантазию разработчиков, здесь, в принципе, для проведения параллелей имя подходит. Но вот требования бывших героев/нынешних террористов выглядят, мягко говоря, странно. В числе требований числится... тело величайшего наемника всех времен Биг Босса, погибшего в Занзибар Ленде. Если в течение 48 часов требования не будут выполнены, мятежники нанесут ядерный удар. Но то ли этого тела никто не нашел, то ли не захотели его отдавать, правительство США не собирается выполнять требования террористов. Тогда, дабы не терять время, на Shadow Moses решают направить единственног обойца, наиболее подходящего по соотношению опыт дислокация – Солида Снейка. Ничтоже сумняшеся, наш герой соглашается.




Но само по себе происходящее на экране не выглядело бы так органично, если бы не диалоги.




Диалогов в игре очень много и длительность некоторых из них может превышать десять минут. В большинстве своем разговоры происходят по кодеку, хотя и почти в каждой заставке присутствует важный для сюжета разговор. В игре нет ни одного лишнего слова: ты узнаешь либо что-то важное, касающееся происходящего на Shadow Moses, либо что-то важное,происходившее в жизни действующих лиц до инцидента, но, в то же время, внесшее свой вклад в развитие событий. Ты следишь за происходящим, слушаешь, как герои делятся своим прошлым или объясняют свои поступки, или открывают глаза на происходящее, и твоя челюсть с громким треском отправляется к соседям снизу самым коротким путем – через пол. Вообще, Солид Снейк – самый неосведомленный о подоплеке событий герой.

Большинство персонажей, как союзников, так и врагов, тем или иным образом используют нашего бравого солдата, который, по большому счету, не понимает, что он здесь делает. У происходящего не одно, и даже не два потайных дна. Каждый герой, как матрешка, хранит в себе тайну, которая самым непредсказуемым образом изменяет нашу точку зрения на происходящее и роль конкретных персонажей в нем. И в итоге, когда начинаются финальные титры, ты понимаешь, как сильно можно исказить реальность, изъяв человека из информационного вакуума и снабдив его только той информацией, которая выгодна тебе. Более подробно размышления разработчиков на эту тему представлены в MGS 2.




Ролики в игре выполнены на высочайшем уровне. Расположение камеры, ее движение по ходу сцены, спецэффекты (с поправкой на время) выглядят очень здорово. И ты действительно начинаешь верить, что это не игра, а кино. Это потом появятся Quantic Dream и Telltale Games, которые возведут эту идею в абсолют. Metal Gear Solid сделал это до них, причем нисколько не хуже.




И вот в этом вот корень всех зол. Если бы Metal Gear Solid был бы кином или, на худой конец, книгой, я бы, брызжа слюной, доказывал бы, что это гениальное, шедевральное творение должно хранится в музее как образец того, как нужно снимать/писать. Но, к сожалению, это игра, и именно геймплейная составляющая оставила у меня самые неприятные впечатления.




Снова повторюсь, что это субъективный обзор и на истину в последней инстанции я не претендую. Но, учитывая мой игровой опыт в жанре и то, что я играл в РС-версию игры, это и породило мои претензии к игре.

Первое –  вид. Как и предыдущие игры, в Metal Gear Solid мы 99% времени играем с видом сверху. Если для первых игр серии, относящихся к эре 8 бит это нормально и простительно, то для 3Dстелс-экшена это большой недостаток. Для скрытности огромное значение имеет правильное перемещение в пространстве. Ты должен оценить окружающую обстановку, осмотреться, продумать маршрут и передвигаться от точки к точке максимально быстро и бесшумно. Для этого, как минимум, должен быть вид от третьего лица (хотя лучше от первого). Здесь же ты видишь максимум на 5 метров в стороны от Снейка и чтобы посмотреть, что происходит вокруг, тебе специальной кнопкой нужно перейти на вид от первого лица. Учитывая, что мышка не используется вообще, элементарная оценка обстановки требует определенных усилий, а это не
есть хорошо
.




Второе – перемещение. Стелс предполагает скрытное, бесшумное передвижение по местности, чтобы не привлекать к себе внимание. Снейк же по умолчанию носится и топает как ненормальный, а услышать его могут только, если по неосторожности бегать рядом с охраной. Если мы возьмем тот же Splinter Cell, то Фишер может перемещаться как стоя, так и в приседе (в приседе, естественно медленнее и тише) причем в каждом положении можно регулировать скорость перемещения основного агента Третьего Эшелона. Я понимаю, что первый MetalGearSolid вышел раньше первого Splinter Cell,но ведь и в MGS2 ничего не поменялось.




Третье – возможно вам покажется, что я повторяюсь, но это бэктрекинг. Казалось бы, уже две игры за плечами, ну неужели нельзя избавиться от этого адового анахронизма?! Но, чтобы не грешить против истины, надо сказать, что возвращаться придется только в первое здание, да и то, по сути, за вооружением и после одного сюжетного твиста.




А вообще, именно как стелс игру я не воспринимаю. Мы носимся по базе, сражаемся с боссами, периодически ведем перестрелки с охраной (по сюжету) при том, что все знают, что на базе есть нарушитель. То есть они готовы и наше появление не представляет собой сюрприза. Если в Splinter Cell или в том же Hitman «правильное» прохождение миссии связано с тем, что присутствующие на уровне лица в принципе не знают, что есть кто-то посторонний, а когда узнают, то ты уже в нескольких десятках километрах празднуешь выполнения задания. В этой связи Metal Gear Solid больше напоминает игру про героя-одиночку в замкнутом пространстве из боевиков (тот же первый "Крепкий орешек", "Скала", "Самолет президента") и, на мой взгляд, это неправильно. Но, скажите вы, в предыдущих играх серии со стелсом дела обстояли хуже! Да, но это другое поколение консолей, другие возможности системы и равнять их, это все равно что сравнивать театральную постановку и кино по уровням спецэффектов. Разные категории – разные критерии.

Но если забыть про стелс, то все прочие атрибуты серии, которые нам полюбились, из игры никуда не делись. На месте тот же кодек с набором личностей, с которыми мы общаемся и которые стремятся нам помочь в выполнении задания (или, мы думаем, что они стремятся нам помочь). В этой игре впервые появляется лучший и, по сути, единственный друг и товарищ Снейка, Хэл «Отакон» Эммерих. Уже сложно представить, какими бы получились последующие игры с участием Снейка без этого робкого, немного трусливого, но по-своему самоотверженного человекагениального ученого, всеми силами пытающегося помочь нашему герою.


Есть и зачатки любовной линии. Мэрил Сильверберг, «племянница» Роя Кэмпбелла, всю жизнь посвятившая боевой подготовке, но именно попав в экстремальную ситуацию осознавшая, что ее устремления были бессмысленными. Вторую половину игры одна из наших целей будет спасение этой милой наивной девушки, впервые столкнувшейся лицом к лицу с войной и оказавшейся к этому неготовой.



Наши антагонисты – это отдельная история, точнее 5,5 историй (уж слишком мало времени уделено Декою Октопусу), каждая из которых достойна отдельной страницы. Все наши враги: Психо Мантис, Вулкан Рэйвен, Снайпер Вулф и в особенности Ликвид Снейк  и Револьвер Оцелот – это Личности, со своей судьбой, переживаниями и философией. И ты их воспринимаешь не как гадов, которых хочется раздавить, а с уважением и некоторым сожалением о том, что вы оказались по разные стороны баррикад и не встретились в других обстоятельствах. Ведь, по сути, между ними и Снейком не так много различий. Оцелот – так вообще один из важнейших для истории серии в целом персонажей, без которого мир игры был бы совершенно иным.





Чего у игры не отнять, так это довольно интересных игровых ситуаций. Некоторые из них позаимствованы из прошлых игр (разговор с Мэрил в туалете и термо-карточка «деактивации» Metal Gear), а некоторые, которые касаются разрушения так называемой 4 стены, являются разрывом шаблона. Правда, в полной мере я не смог оценить их прелесть в виду того, что я играл в пиратскую РС версию. Но не рассказать вам про парочку из таких эпизодов я не могу.




По ходу игры нам потребуется связаться с Мэрил для того, чтобы она нам открыла ворота. Один из персонажей незадолго до этого передает нам диск с важной информацией и говорит, что частоту связи с Мэрил можно найти внутри коробки с диском. Я как лиса из сказки про журавля и кувшин разными способами пытался получить информацию из этого диска. А ларчик-то просто открывался. Неочевидно, но просто. Кеннет Бейкер, говоря о коробке с диском, имел в виду лицензионный диск с игрой. Именно там написан код для связи с Мэрил. В самой игре никаким другим способом (кроме как перебором) его получить нельзя. Очень здоровский ход!




Но самое большое впечатление на меня произвела схватка с Психо Мантисом. Точнее, то, как она должна была бы проходить, если бы я играл в игру на консоли. Сражаясь с этим телепатом, ты не можешь причинить ему вреда, так как он читает мысли Снейка и блокирует все его атаки. У игрока начинается паника: «Как? Как его одолеть? Что я делаю не так?». В спешном порядке начинаешь обзванивать список контактов кодека и в итоге узнаешь, что для того, чтобы одолеть этого противника ты должен... переключиться на второй слот джойстика. Дескать, второй слот Психо Мантис прочитать не сможет. И ведь действительно, когда ты переключаешься, то это помогает. Просто гениальная фишка! И тем обиднее, что на пека ее никак не обыграли. Игра воспринимает клавиатуру именно как второй джойстик, поэтому с самого начала боя у Снейка стоит ментальный заслон, в связи с чем одолеть телепата не составляет особого труда.

Здорово обставлены схватки с боссами. С некоторыми из них нам придется сражаться по нескольку раз, а с Ликвидом (точнее с участием Ликвида) и все 4 раза. Постановка и здесь не подкачал: Снейка ставят в разные ситуации, к каждому боссу требуется свой подход, чтобы его одолеть. Единственное, что вызвало у меня нехилое раздражение – это необходимость возвращаться в первое здание за винтовкой для первого сражения со Снайпером Вулф. Я ненавижу тебя бэктрекинг, всеми фибрами души ненавижу!



Еще есть один прикольный момент, влияющий на реиграбельность – несколько концовок. Не беда, что они зависят от одного единственного выбора в игре (если быть точным, от того, окажется ли Твердый змей действительно твердым или сдастся). Также по получении каждой из концовок наш напарник по побегу вручит нам читерскую бандану или читерский костюмчик. Бандана дает нам бесконечные патроны (хотя в стелс-экшене патроны должны использоваться как крайняя мера), а костюмчик дает нам псевдо-невидимость (кто смотрел сериал с "Винсентом Вентреской", тот поймет механизм действия). С такими агрегатами (а также с целью получить второй из них) не грех пройти игру еще разок. А потом еще разок…




Мой обзор вышел несколько противоречивым, но пора подводить итоги. Как зрелище, «кинцо», постановочная новелла – бесподобно. Смотреть, читать, слушать безумно интересно, стараешься вникнуть в каждую малейшую детальку этого проработанного мира, этой разыгранной как по нотам пьесы, способной вызвать кризис мира. Но если рассматривать MetalGearSolid как стелс-экшн, то я не могу скрыть своего разочарования. Стремное управление, отсутствие возможности элементарно оценить обстановку и передвигаться бесшумной тенью (опять же, по сравнению со Splinter Cell) очень расстроило. Да, возможно я не объективен. Да, возможно мое нытье вызвано тем, что игра затачивалась под консоль, порт на персональные компьютеры выполнен из рук вон плохо. Но это не умаляет тот факт, что для стелса в это игре слишком много экшена.

Если вас это не смущает,если вы любите действительно интересные истории, то вы просто обязаны ознакомиться с данной игрой, если по какой-то нелепой причине вы этого еще не сделали. И, может быть, следующий отзыв, если таковой появится, докажет всем на этом сайте, что я не прав. А до тех пор вердикт такой – Великолепное кино, но Посредственный стелс



  • - Шикарный сюжет
  • - Отлично проработанные герои
  • - Нестандартные игровые ситуации
  • - Бэктрекинг
  • - Неудобный стелс
  • - Отсутствие официальной локализации

Геймплей: 7/10

Звук: 9/10

Графика: 8/10

Сюжет: 10/10

9/10

  • Metal Gear Solid

  • 2513
    +
    6
    -
    [email protected] 27 мая 2015 года Прикрепить
    • 1
    • 2
    • 3
    [email protected] » Superflex 28 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 6

    Лев Николаевич с дикими воплями забился в конвульсиях в своей могиле при этих словах)

    Sephiroth » [email protected] 28 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 60

    Думаю если человек захочет с чем-то знакомится, то он как минимум 3 обзора почитает/посмотрит, а потом уже будет думать качать или нет, я лично объективизмом не заморачиваюсь, чего и вам желаю)

    [email protected] » Sephiroth 28 мая 2015 ответить
    +
    1
    -
    lvl 6

    Как мне кажется, надо соблюдать баланс между стремлением к объективности и выражением своего мнения. Хотя всем в любом случае не угодишь. Так что в вашем подходе к обзорам определенно есть свой шарм)

    Sephiroth » [email protected] 28 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 60

    Ага, а еще они людей заставляют падать в обморок)))) Но что поделаешь, если не понравилась, или вызвала ненависть, то игре не жить)

    [email protected] » Sephiroth 28 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 6

    Имея некоторое представления о ваших пристрастиях в играх, можно сказать, что если игр вызвала ненависть, то к этому убожеству действительно лучше не приближаться))

    Sephiroth » [email protected] 28 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 60

    Ну почему же, тот же РЕ5 субъективно - говно, а объективно - хороша. При всей ненависти к сюжетке, персонажам и отсутствующей атмосфере она имеет отличный геймплей, так что даже если я и обсираю, я нахожу все же пару достоинств))

    [email protected] » Sephiroth 29 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 6

    Но на эти достоинства надо указать. В противном случае получается полный мрак.

    Sephiroth » [email protected] 29 мая 2015 ответить
    +
    0
    -
    lvl 60

    Я, собственно, и указываю)

    • 1
    • 2
    • 3


    Лучшие — Top 250
  • 153. Colin McRae: DiRT 2
    7.801
    3 декабря 2009 года
  • 154. Left 4 Dead: The Sacrifice
    7.753
    5 октября 2010 года
  • 155. Serious Sam: The First Encounter
    7.875
    30 марта 2001 года
  • 156. Tom Clancy's Splinter Cell: Double Agent
    7.756
    10 ноября 2006 года
  • 157. Burnout Paradise
    7.794
    6 февраля 2009 года

  • 8. The Elder Scrolls VI
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 9. System Shock 3
    100%
    31 декабря 2023 года
  • 10. Witchfire
    100%
    31 декабря 2023 года
  • 11. SCUM
    100%
    31 декабря 2022 года
  • 12. Gyre: Nova State
    100%
    31 декабря 2023 года
  • Комментарии
  • Я обожаю красивые игры с новыми механиками и что то необычное, но это…
    0
    cool1990
    11 августа 2022 года
  • Одна из любимейших стратегий до сих пор, таких больше не делают((
    0
    Chino Moreno
    9 августа 2022 года
  • Весьма неплохой мистический триллер с выдержанной атмосферой. 7/10
    1
    dmitriisavenok
    28 июля 2022 года
  • Геймплейно именно такой я хотел видеть оригинал, бодрое и отзывчивое…
    0
    dmitriisavenok
    28 июля 2022 года
  • Journey - 6/10 Кроме неплохого визуала игра под собой ничего не…
    1
    dmitriisavenok
    28 июля 2022 года
  • Забавная игра. Уровни относительно разнообразные. Игра не короткая.…
    0
    yarysha
    21 июля 2022 года
  • Максимум удовольствия от прохождения!
    1
    Diorra
    17 июля 2022 года
  • наконец-то, только сейчас я добрался до этой игры, хотя черепашек на…
    0
    alParelli
    15 июля 2022 года
  • играем играем братва вы че там е мае
    0
    Lolabot
    13 июля 2022 года
  • выйди на улицу и бей е б альники старикам, неформалам, алкашам,…
    0
    Lolabot
    13 июля 2022 года
  • спасибо старичок, ты внатуре конкретный перчик нормальный епту @&^*…
    0
    Lolabot
    13 июля 2022 года
  • срал жопой гавно
    0
    Lolabot
    13 июля 2022 года

  • Наверх